В
правилах внутреннего распорядка для работников МОУ-СОШ№12 ст.
Новониколаевской определены:
1. Порядок приема, перевода и увольнения работников.
2. Обязанности работников.
3. Основные права работников образования.
4. Обязанности администрации.
5. Основные права администрации.
6. Рабочее время и его использование.
7. Поощрения за успехи в работе.
8. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
1.
Общие положения
«Трудовой
распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется
правилами внутреннего трудового распорядка» (ст. 189 Трудового кодекса РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка призваны четко регламентировать
организацию работы всего трудового коллектива школы, способствовать
нормальной работе, обеспечению рационального использования рабочего времени,
укреплению трудовой дисциплины, созданию комфортного микроклимата для
работающих.
Все вопросы, связанные с применением Правил внутреннего трудового распорядка,
решаются администрацией школы в пределах предоставленных ей прав, а в
случаях, предусмотренных действующим законодательством, совместно или по
согласованию с профсоюзным комитетом.
2.
Порядок приема, перевода и увольнения работников
Работники реализуют свое право на труд
путем заключения трудового договора с работодателем в письменной форме.
Договор заключается в 2-х экземплярах. Один экземпляр передается работнику,
другой остается у работодателя.
Прием на работу оформляется приказом руководителя, который издается на
основании заключенного письменного трудового договора с работником (ст. 56,
67, 68 ТК РФ). Приказ объявляется работнику в 3-дневнй срок с момента
подписания трудового договора под роспись.
Работник может быть принят на работу с испытательным сроком, который не может
превышать 3 месяцев. Прием с испытательным сроком находит свое отражение в
трудовом договоре и приказе по учреждению.
При приеме на работу (заключении трудового договора) поступающий на работу
предъявляет следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку (кроме поступающих на работу впервые или по
совместительству);
- документы воинского учета;
- документ об образовании;
- медицинские документы, предусмотренные законодательством;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия);
При приеме на работу по совместительству работник обязан предъявить паспорт и
диплом об образовании.
Сотрудники-совместители, разряд ЕТС
которых устанавливается в зависимости от стажа работы, представляют выписку
из трудовой книжки, заверенную администрацией по месту основной работы.
При приеме работника или переводе его в установленном порядке на другую
работу администрация обязана ознакомить его со следующими документами:
- Уставом учреждения;
- Коллективным договором;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Должностными требованиями (инструкциями);
- Приказами по охране труда и пожарной безопасности.
- Провести первичный инструктаж по охране труда с записью в «Журнале
первичного инструктажа по охране труда и технике безопасности».
На всех работников, проработавших
свыше пяти дней, ведутся трудовые книжки в установленном порядке.
На каждого работника ведется
личное дело, которое состоит из личного листка по учету кадров,
автобиографии, копий документов об образовании, квалификации,
профессиональной подготовке, медицинского заключения об отсутствии
противопоказаний по состоянию здоровья для работы в детских учреждениях,
выписок из приказов о назначении, переводе, поощрениях и увольнениях. Кроме
того, на каждого работника ведется учетная карточка Т-2.
Личное дело и карточка Т-2 хранятся в школе.
Перевод работников на другую
работу производится только с их согласия кроме случаев, когда закон допускает
временный перевод без согласия работника. Допускается временный перевод
работника на срок до одного месяца для замещения отсутствующего работника.
Продолжительность перевода не может превышать одного месяца в течение
календарного года.
Прекращение трудового договора
может иметь место только по основаниям, предусмотренным законодательством.
В связи с изменениями в
организации труда в школе (изменения количества часов, учебного плана, режима
работы и т.д.) допускается при продолжении работы в той же должности,
специальности, квалификации изменение существенных условий труда работника,
изменения объема учебной нагрузки, в том числе установления или отмены
неполного рабочего времени, установление или отмена дополнительных видов
работы (классного руководства, заведование кабинетом, мастерскими и т.д.),
совмещение профессий, а также изменение других существенных условий труда.
Работник должен быть поставлен в
известность об изменении существенных условий его труда не позднее, чем за
два месяца. Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены,
а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой
договор прекращается по пункту 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
2.12. Увольнение в связи с сокращением штата или численности работников
допускается при условии невозможности перевода увольняемого работника, с его
согласия, на другую работу, при условии письменного предупреждения за 2
месяца. Увольнение по сокращению штата работников организации проводится
руководителем учреждения с учетом мотивированного мнения профсоюзного
комитета по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Увольнение за :
«неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых
обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание»
(п. 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ)
«прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4-х часов
подряд в течение дня)»
(подпункт «а» п. 6. ст. 81 Трудового кодекса РФ)
«появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного
токсического опьянения»
(подпункт «б» п. 6. ст. 81 Трудового кодекса РФ)
«совершения по месту работу хищения ( в том числе мелкого) чужого имущества,
растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных
вступившими в законную силу приговором суда или постановлением органа
уполномоченного на применение административных взысканий».
(подпункт «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ)
«совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим
денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты
доверия к нему со стороны работодателя»
(п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ )
«совершение
работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка,
несовместимого с продолжением данной работы»
(п. 8 ст. 81 Трудового кодекса РФ )
Увольнение по всем указанным основаниям производится при условии доказанности
вины увольняемого в совершенном поступке. При увольнении по п. 5 ст. 81
Трудового кодекса РФ руководитель обязан учитывать мотивированное мнение
профсоюзного комитета.
2.13. В день увольнения администрация школы производит с увольняемым
работником полный денежный расчет и выдает ему надлежаще оформленную трудовую
книжку, а также документ о прохождении аттестации.
Запись о причине увольнения в трудовую книжку вносится в соответствии с
формулировками законодательства и ссылкой на статью и пункт закона.
При увольнении по
обстоятельствам, с которыми закон связывает предоставление льгот и
преимуществ, запись в трудовую книжку вносится с указанием этих
обстоятельств.
3.
Обязанности работников
3.1.
Все работники школы обязаны:
- работать честно и добросовестно, строго выполнять учебный режим, требования
Устава средней общеобразовательной школы и Правил внутреннего трудового
распорядка, соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу,
соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, своевременно и
точно исполнять распоряжения администрации, воздерживаться от действий,
мешающим другим работникам выполнять трудовые обязанности;
- систематически, не реже одного раза в пять лет, повышать свою
профессиональную квалификацию;
- быть примером в поведении и выполнении морального долга как в школе, так и
вне школы.
- Полностью соблюдать требования по технике безопасности, пожарной
безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями; обо
всех случаях травматизма немедленно сообщать администрации;
- Беречь общественную собственность и воспитывать у учащихся бережное
отношение к государственному имуществу;
- Ежегодно в установленные сроки проходить медицинские осмотры.
3.2. Содержать рабочее место, мебель, оборудование и приспособления в
исправном и аккуратном состоянии, соблюдать чистоту в помещениях школы.
3.3. Соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и
документов.
3.4. Беречь имущество школы, бережно использовать материалы, рационально
расходовать электроэнергию, тепло, воду.
3.5. Вести себя достойно на работе, в общественных местах, соблюдать
этические нормы поведения в коллективе, быть внимательным и вежливым с
родителями и членами коллектива школы.
3.6. Своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию.
3.7. Приходить на работу за 10 минут до начала своих уроков по расписанию.
3.8. Круг конкретных функциональных обязанностей, которые каждый работник
выполняет по своей должности, специальности и квалификации, определяется
должностными инструкциями, утвержденными директором школы на основании
квалификационных характеристик, тарифно-квалификационных справочников и
нормативных документов.
Учитель обязан:
3.9. Со звонком начать урок и со звонком его окончить, не допускается
бесполезной траты учебного времени.
3.10. Иметь поурочные планы на каждый учебный час, включая классные часы.
3.11. Присутствовать на всех мероприятиях, запланированных для учителей и
учащихся.
3.12. К первому дню учебного года иметь годовой тематический план работы.
3.13. Выполнять распоряжения, касающиеся учебной части точно и в срок.
3.14. Выполнять все приказы директора школы безоговорочно.
3.15. Классный руководитель обязан в соответствии с расписанием и планом
воспитательной работы один раз в неделю проводить классные часы. Планы
воспитательной работы составляются один раз в год.
3.16. Классный руководитель занимается с классом воспитательной внеурочной
работой согласно имеющемуся плану воспитательной работы, а также проводит
периодически, но не менее четырех раз за учебный год, классные родительские
собрания.
3.17. Классный руководитель обязан один раз в неделю проводить проверку
выставления оценок в дневниках учащихся.
3.18. Классный руководитель обязан в письменном виде уведомить родителей о
поведении учащегося, об угрозе оставления их ребенка на второй год, а также
исключения из школы за неуспеваемость в старших классах и приглашении их на
педсовет по данным вопросам.
3.19. Педагогическим и другим работником школы запрещается:
- изменять по своему усмотрению расписание занятий и график работы;
- отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и
перерывов (перемен) между ними;
- удалять учащегося с уроков;
- курить в помещениях школы;
- распивать спиртные напитки на рабочем месте, являться в школу в состоянии
алкогольного, токсического, наркотического опьянения.
3.20.
Посторонним лицам разрешается присутствовать на уроках с согласия учителя и
разрешения директора школы. Вход в класс (группу) после начала урока
(занятий), разрешается в исключительных случаях только директору школы и его
заместителям.
Во время проведения уроков (занятий) не разрешается делать педагогическим
работникам замечания по поводу их работы в присутствии учащихся.
3.21. Администрация школы организует учет явки на работу и уход с нее всех
работников школы.
В случае неявки на работу по болезни работник обязан известить администрацию
как можно ранее, а также предоставить листок временной нетрудоспособности в
первый день выхода на работу.
3.22. В помещениях школы запрещается:
- нахождение в верхней одежде и головных уборах;
- громкий разговор и шум в коридорах во время занятий.
4.
Основные права работников образования
Основные
права работников образования определены:
- Трудовым кодексом РФ ( ст. 21, 52, 53, 62, 82, 113, 142, 153, 171, 173,
174, 197, 220, 234, 238, 254, 255, 256, 282, 331, 332, 333, 334, 335, 336,
382, 399);
- Законом РФ «Об образовании» (ст. 55);
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
Педагогические работники имеют право:
4.1. Участвовать в управлении учреждением:
- обсуждать Коллективный договор и Правила внутреннего трудового распорядка;
- быть избранным в Совет учреждения;
- работать и принимать решения на заседаниях педагогического совета;
- принимать решения на общем собрании коллектива педагогического учреждения.
4.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
4.3. Свободно выбирать методику обучения и воспитания, учебные пособия и
материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся.
4.4. Проходить аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную
категорию.
4.5. Работать по сокращенной 36-часовой рабочей неделе; не реже одного раза в
10 лет при непрерывной педагогической работе использовать длительный до
одного года отпуск с сохранением непрерывного стажа работы, должности и
учебной нагрузки; пользоваться ежегодным отпуском в размере 56 календарных
дней.
4.6. Повышать свою педагогическую квалификацию не реже одного раза в пять
лет.
4.7. Подвергнуться дисциплинарному расследованию нарушений норм
профессионального поведения или Устава образовательного учреждения только по
жалобе, поданной в письменной форме, копия которой должна быть передана
педагогическому работнику.
4.8. Получать социальные гарантии и льготы, установленные законодательством
РФ, учредителем, а также Коллективным договором образовательного учреждения.
4.9. Получать отпуска без сохранения заработной платы, а также отгулы на
основании письменного заявления согласованного (по срокам) с администрацией
на основании которого издается приказ, где работник ставить число, месяц,
год, подпись с расшифровкой в ознакомлении с приказом. Самовольный уход в
отпуск или отгулы квалифицируется как прогул с вытекающими последствиями.
5.
Обязанности администрации
Администрация школы обязана:
5.1. Организовать труд педагогов и других работников школы так, чтобы каждый
работал по своей специальности и квалификации, закрепить за каждым работником
определенное рабочее место, своевременно знакомить с расписанием занятий и
графиком работы, сообщать педагогическим работникам до ухода в отпуск их
учебную нагрузку на следующий учебный год.
5.2. Обеспечить здоровые и безопасные условия труда и учебы, исправное
состояние помещений, отопления, освещения, вентиляции, инвентаря и прочего
оборудования, наличие необходимых в работе материалов.
5.3. Осуществлять контроль за качеством образовательного процесса,
соблюдением расписания занятий, выполнением образовательных программ, учебных
планов, календарных учебных графиков.
5.4. Своевременно рассматривать предложения работников, направленные на
улучшение деятельности школы, поддерживать и поощрять лучших работников.
5.5. Совершенствовать организацию труда обеспечивать выполнение действующих
условий оплаты. Выдавать заработную плату два раза в месяц.
5.6. Принимать меры по обеспечению учебной и трудовой дисциплины.
5.7. Соблюдать законодательство о труде, санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов (СанПиН), улучшать условия труда сотрудников и учащихся,
обеспечивать надлежащее санитарно-техническое оборудование всех рабочих мест
и мест отдыха, создавать условия труда, соответствующие правилам по охране
труда, технике безопасности и санитарным правилам.
5.8. Постоянно контролировать знание и соблюдение работниками и учащимися
всех требований и инструкций по гражданской обороне, технике безопасности,
охране труда, пожарной безопасности, санитарии и гигиене. Контроль за
проведением занятия по Гражданской обороне с работниками школы, практических
занятий и тренировок, и действиям обучающихся, работников школы в
экстремальных ситуациях.
5.9. Принимать необходимые меры для профилактики травматизма,
профессиональных и других заболеваний работников и учащихся.
5.10. Создавать нормальные условия для хранения верхней одежды и другого имущества
работников и учащихся.
5.11. Своевременно предоставлять отпуск всем работника школы в соответствии с
графиками согласованными с ПК, утвержденными ежегодно до 01 мая,
компенсировать выходы на работу в установленный для данного работника
выходной или праздничный день предоставлением другого дня отдыха или оплатой
труда, предоставлять отгулы за дежурства во внерабочее время.
5.12. Обеспечивать систематическое повышение квалификации педагогическими и
другими работниками школы.
5.13. Организовать горячее питание для учащихся и работников школы.
5.14. Осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке,
установленном федеральным законом.
6.
Основные права администрации
Директор
учреждения имеет право:
6.1. Заключать, расторгать и изменять трудовые договоры в соответствии с
Трудовым кодексом РФ.
6.2. Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договора.
6.3. Поощрять работников за добросовестный труд.
6.4. Требовать от работников соблюдения Правил внутреннего трудового
распорядка и бережного отношения к имуществу работодателя и других
работников.
6.5. Представлять учреждение во всех инстанциях.
6.6. Распоряжаться имуществом и материальными ценностями.
6.7. Устанавливать штатное расписание в пределах выделенного фонда заработной
платы, определяет надбавки к зарплате. Доплаты и надбавки стимулирующего
характера могут сниматься и добавляться в течение учебного года по
результатам работы в пределах фонда оплаты труда.
6.8. Устанавливать ставки заработной платы на основе Единой тарифной сетки и
решения аттестационной комиссии.
6.9. Утверждать учебный план, расписание учебных занятий и графиков работы.
6.10. Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности
согласно Трудового кодекса РФ.
6.11. Издавать приказы, инструкции и другие локальные акты, обязательные для
выполнения всеми работниками учреждения. Перечень локальных актов, издаваемых
с учетом мнения профсоюзного комитета утвержден Коллективным договором.
6.12. Распределять учебную нагрузку на следующий учебный год, а также график
отпусков с учетом мнения профсоюзного комитета.
6.13. Контролировать совместно с заместителями за деятельностью учителей,
классных руководителей, воспитателей, в том числе путем посещения и разбора
уроков и всех других видов воспитательных мероприятий.
6.14. Назначать классных руководителей, председателей методических
объединений, секретаря педагогического совета, зав. кабинетами, зав.
мастерской и т.д.
6.15. Решать другие вопросы, не отнесенные к деятельности Учреждения, Совета
учреждения.
7.
Рабочее время и его использование
7.1.
В школе устанавливается смешанная (пятидневная, шестидневная) рабочая неделя
с двумя, одним выходным днем. Продолжительность рабочего дня - 1 смена.
Для руководящего, административно-хозяйственного, обслуживающего и
учебно-вспомогательного персонала определяется графиком работы, составленным
из расчета 36 (для женщин), 40-часовой рабочей недели.
Графики работы утверждаются директором школы и предусматривают время начала и
окончания работы, перерыв для отдыха и питания. Графики объявляются работнику
под расписку и вывешиваются на видном месте не позже чем за один месяц до их
введения в действие.
7.2. Работа в установленные для работников графиками выходные дни запрещена и
может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законодательством.
Дежурства во внерабочее время допускаются в исключительных случаях не чаще
одного раза в месяц с последующим предоставлением отгулов той же
продолжительности, что и дежурство.
7.3. Учебную нагрузку педагогическим работникам на новый учебный год
устанавливает директор школы по согласованию с профсоюзным комитетом до ухода
работника в отпуск.
При этом:
- у педагогических работников, как правило, должна сохраняться
преемственность преподавания предметов в классах. Преемственность классов не
сохраняется лишь в 10-х классах средней школы, так как формируются новые
ученические коллективы;
- объем учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной
платы устанавливается только с письменного согласия работника. В случае отказа
работника от письменного согласия, нагрузка переходит в вакансию;
- объем учебной нагрузки у педагогических работников устанавливается исходя
из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченностью кадрами и
других условий, и может меняться в течение учебного года (ст. 66 Типового
положения об образовательном учреждении);
- преподавательская работа лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том
же учреждении, а также педагогическим работником других образовательных
учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая
работников органов управления образованием), предоставляется только в том
случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является
местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не
менее чем на ставку заработной платы.
7.4.
Расписание занятий составляется администрацией школы, исходя из
педагогической целесообразности, с учетом наиболее благоприятного режима
труда и отдыха учащихся и максимальной экономии времени педагогических
работников.
7.5. Администрация школы привлекает педагогических работников к дежурству по
школе в рабочее время. Дежурство должно начинаться не ранее чем за 20 минут
до начала занятий и продолжаться не более 20 минут после окончания занятий данного
педагога. График дежурств составляется на полугодие и утверждается директором
школы по согласованию с профсоюзным органом.
7.6. Время осенних, зимних, весенних каникул, а также время летних каникул,
не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем педагогов. В
эти периоды, а также периоды отмены занятий в школе они могут привлекаться
администрацией школы к педагогической, организационной и методической работе
в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки.
В каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал
привлекается к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных
знаний, в пределах установленного им рабочего времени.
7.7. Общие собрания, заседания педагогического совета, занятия внутришкольных
методических объединений, совещания не должны продолжаться, как правило более
двух часов, родительские собрания - полутора часов, собрания школьников -
одного часа, занятия кружков, секций от 45 минут до полутора часов.
8.
Поощрения за успехи в работе
8.1.
За образцовое выполнение трудовых обязанностей, новаторство в труде и другие
достижения в работе применяются следующие поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение почетной грамотой;
- представление к званиям «Почетный работник общего образования», «Заслуженный
учитель Российской Федерации», орденам и медалям Российской Федерации.
Поощрения применяются администрацией школы.
Поощрения объявляются приказом директора и доводятся до сведения коллектива,
запись о награждениях вносятся в трудовую книжку работника.
8.2. Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые
обязанности предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области
социально-культурного быта, бытового обслуживания, а также преимущество при
продвижении по службе. За особые трудовые заслуги работники представляются в
вышестоящие органы к поощрению, наградам и присвоению званий.
9.
Ответственность за нарушение трудовой дисциплины
9.1.
Неисполнение трудовой дисциплины, т.е. неисполнение или ненадлежащее
исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей влечет
за собой наложение дисциплинарного взыскания;
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
9.2. В соответствии со ст. 81, 192, 193 ТК РФ наложение дисциплинарного
взыскания производится должностным лицом наделенным правом приема и
увольнения данного работника.
За каждое нарушение может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
9.3. До применения взыскания от нарушителей трудовой дисциплины истребуются
объяснения в письменной форме. Отказ от дачи письменного объяснения не
препятствует применению взыскания.
Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм
профессионального поведения и (или) Устава школы может быть проведено только
по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы
должна быть вручена педагогическому работнику. Ход дисциплинарного
расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы
гласности только с согласия заинтересованного работника за исключением
случаев, предусмотренных законом (запрещение педагогической деятельности,
защита интересов учащихся) (ст. 55 п.
2, 3 закона РФ «Об образовании»).
9.4. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения
нарушений трудовой дисциплины, не считая времени болезни и отпуска работника.
Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня нарушения
трудовой дисциплины.
9.5. Взыскание объявляется приказом по школе. Приказ должен содержать
указание на конкретное нарушение трудовой дисциплины, за которое налагается
данное взыскание, мотивы применения взыскания. Приказ объявляется работнику
под расписку в трехдневный срок со дня его подписания.
К работникам имеющим взыскание, меры поощрения не применяются в течение срока
действий этих взысканий.
9.6. «Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания
работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он
считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Работодатель до стечения года со дня применения дисциплинарного взыскания
имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого
работника, ходатайству его непосредственного руководителя или
представительного органа работников» (ст. 194 Трудового кодекса РФ).
9.7. Увольнение как мера дисциплинарного взыскания применятся в следующих
случаях:
- «неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых
обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание» (п. 5 ст. 81 Трудового
кодекса РФ);
- «прогула, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4-х
часов подряд в течение рабочего дня» (подпункт «а» п. 6 ст. 81 Трудового
кодекса РФ);
- «появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного
токсического опьянения» (подпункт «б» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ);
- «совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества,
растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных
вступившими в законную силу приговором суда или постановлением органа,
уполномоченного на применение административных взысканий» (подпункт «г» п. 6
ст. 81 Трудового кодекса РФ);
- «нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение
повлекло за собой тяжкие последствия ...» (подпункт «д» п. 6 ст. 81 Трудового
кодекса РФ);
- однократного грубого нарушения, заместителями своих трудовых обязанностей
(п. 10 ст. 81 Трудового кодекса РФ);
9.8. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим
работником ( ст. 336 Трудового кодекса РФ):
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного
учреждения (п. 1 ст. 336 Трудового кодекса РФ).
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося
(воспитанника) (п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка
приняты на общем собрании трудового коллектива
Протокол № ___ от «__»____________ 20___ года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ
И
ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят
Государственной Думой 8 декабря 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного
Суда РФ
от 24.01.2002 N 3-П)
12 января 1996 года N 10-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного
Суда РФ
от 24.01.2002 N 3-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
и цели настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального
закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией
гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью,
реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений
(ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые
основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует
отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного
самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),
другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Статья 2. Право на объединение
в профсоюзы
1. Профсоюз - добровольное общественное
объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и
защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами.
2. Каждый, достигший возраста 14 лет и
осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему
выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них,
заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без
предварительного разрешения.
3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне
ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства,
проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских
профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или
международными договорами Российской Федерации.
5. Профсоюзы имеют право создавать свои
объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному
учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения
(ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов,
территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их
объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других
государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и
организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Статья 3. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона
применяемые термины означают:
первичная профсоюзная организация - добровольное
объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в
одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и
подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии
с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной
организации соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз - добровольное объединение
членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности,
связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами,
действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более
половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины
общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов
- добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных
объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории
Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской
Федерации;
межрегиональный профсоюз - добровольное
объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей
деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской
Федерации;
межрегиональное объединение (ассоциация)
организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и
(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов,
действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
территориальное объединение (ассоциация)
организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов,
действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации
либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза -
добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного
профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо
на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории
города или района;
профсоюзный орган - орган, образованный в
соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или
положением о первичной профсоюзной организации;
профсоюзный представитель (доверенное лицо) -
профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации)
профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на
представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов,
положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного
органа;
организация - предприятие, учреждение, организация
независимо от форм собственности и подчиненности;
работодатель - организация (юридическое лицо),
представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с
которым работник состоит в трудовых отношениях;
работник - физическое лицо, работающее в
организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся
индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в
образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального
образования;
член профсоюза - лицо (работник, временно не
работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.
Статья 4. Сфера действия
настоящего Федерального закона
1. Действие настоящего Федерального закона
распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской
Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие
организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности,
закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные
профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на
образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах
их полномочий.
Особенности применения настоящего Федерального
закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов
внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной
службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судей и
прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003
N 86-ФЗ)
Статья 5. Независимость профсоюзов
1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от
органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей,
их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных
объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
2. Запрещается вмешательство органов
государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в
деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав
профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной
деятельности.
Статья 6. Правовая основа
деятельности профсоюзов
1. Права профсоюзов в отношениях с органами
государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их
объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и
гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами
субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации
не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности,
предусмотренные федеральными законами.
3. Если международными договорами Российской
Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными
Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим
Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и
конвенций.
Статья 7. Уставы профсоюзов и
их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации)
самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных
профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы,
организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие
мероприятия.
2. Устав профсоюза должен предусматривать:
наименование, цели и задачи профсоюза;
категории и профессиональные группы объединяемых
граждан;
условия и порядок образования профсоюза, принятия
в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
территорию, в пределах которой профсоюз
осуществляет свою деятельность;
организационную структуру;
порядок образования и компетенцию профсоюзных
органов, сроки их полномочий;
порядок внесения дополнений и изменений в устав,
порядок уплаты вступительных и членских взносов;
источники образования доходов и иного имущества,
порядок управления имуществом профсоюзов;
местонахождение профсоюзного органа;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и
ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности
профсоюза.
3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов
должен предусматривать:
наименование, цели и задачи объединения
(ассоциации) профсоюзов;
состав участников;
территорию, в пределах которой оно осуществляет
свою деятельность;
порядок образования профсоюзных органов и их
компетенцию;
местонахождение профсоюзного органа;
сроки полномочий профсоюзного органа;
источники образования доходов и иного имущества,
порядок управления имуществом профсоюзов;
порядок внесения дополнений и изменений в устав;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и
ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в
этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности
объединения (ассоциации) профсоюзов.
Статья 8. Государственная
регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных
организаций в качестве юридических лиц
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации)
профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица
возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в
соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного
настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации
профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
Государственная регистрация профсоюза, объединения
(ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве
юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Для государственной регистрации профсоюзов, их
объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации
общественных объединений (далее - федеральный орган государственной
регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по
месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники
либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных
профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций,
собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных
профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных
профсоюзных организациях, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их
объединений (ассоциаций).
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные
профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со
дня их образования.
При получении указанных документов федеральный
орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в
уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее -
уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для
осуществления данным органом функций по ведению единого государственного
реестра юридических лиц.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004
N 58-ФЗ)
Внесение в единый государственный реестр
юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза,
объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также
иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется
уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным
органом государственной регистрации или его территориальным органом документов.
При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации
и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по
вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций),
первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2008
N 160-ФЗ)
При получении от уполномоченного регистрирующего
органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц
записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о
первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации
или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт
внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо
о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических
лиц.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Федеральный орган государственной регистрации, его
территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный
регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их
объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать
им в регистрации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные
профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не
приобретают прав юридического лица.
Государственная регистрация первичной профсоюзной
организации в качестве юридического лица может осуществляться также
представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
2. Отказ в государственной регистрации или
уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями
(ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.
Статья 9. Запрещение
дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к
профсоюзам
1. Принадлежность или непринадлежность к
профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых,
политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.
2. Запрещается обусловливать прием на работу,
продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или
непринадлежностью его к профсоюзу.
Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности,
приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза, первичной
профсоюзной организации
1. Реорганизация или прекращение деятельности
профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его
членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной
профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной
организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.
2. Государственная регистрация профсоюза или
первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная
регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем
реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных
настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
Сведения и документы, необходимые для
осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной
организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан
документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной
профсоюзной организации.
Документы, необходимые для осуществления
государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации,
создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный орган
государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих
субъектах Российской Федерации. При этом порядок представления указанных
документов определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2008
N 160-ФЗ)
При получении документов, необходимых для государственной
регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их
ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации, федеральный орган
государственной регистрации или его территориальный орган направляет в
уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для
осуществления данным органом функций по ведению единого государственного
реестра юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
На основании представленных федеральным органом
государственной регистрации или его территориальным органом необходимых
сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем
пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в
единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не
позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи,
сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Порядок взаимодействия федерального органа
государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным
регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюза или
первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания
путем реорганизации определяется уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2008
N 160-ФЗ)
(п. 2 введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. В случае, если деятельность профсоюза
противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов
Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на
срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской
Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению
Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего
субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности
профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
4. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной
организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям,
предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской
деятельности".
(п. 4 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ
Статья 11. Право профсоюзов на
представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации),
первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и
интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с
трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и
интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их
полномочиями на представительство в установленном порядке.
Проекты законодательных актов, затрагивающих
социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами
государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их
объединений (ассоциаций).
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих
социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения
соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о
принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных
нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда.
3. Системы оплаты труда, формы материального
поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда
устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по
согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в
коллективных договорах, соглашениях.
4. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными
объединениями своих предложений.
5. Профсоюзные представители вправе
беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены
соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных
профсоюзам прав.
Статья 12. Право профсоюзов на
содействие занятости
1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке
государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов
профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации
организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением
законодательства в области занятости.
2. Ликвидация организации, ее подразделений,
изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации,
полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой
сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут
осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три
месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении
прав и интересов членов профсоюза.
3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение
органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном
прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением
работников.
4. Расторжение трудового договора (контракта) с работником
- членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с
предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях,
предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
5. Привлечение и использование в Российской
Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения
соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или
территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.
Статья 13. Право профсоюзов,
первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации),
первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение
коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от
имени работников в соответствии с федеральным законом.
Представительство профсоюзов, их объединений
(ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от
имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях
определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
В случае, если в организации действует несколько
первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в
коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с
учетом количества представляемых членов профсоюза.
Запрещается ведение переговоров и заключение
соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими
работодателя.
2. Работодатели, их объединения (союзы,
ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления
обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями,
профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а
также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные
профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают
инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения
на согласованных сторонами условиях.
3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы,
их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за
выполнением коллективных договоров, соглашений.
В случае нарушения работодателями, их
объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и
органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения
первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации)
профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих
нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить
эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия
рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
Статья 14. Право профсоюзов на
участие в урегулировании коллективных трудовых споров
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании
коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в
соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных
шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя
их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
Статья 15. Отношения
профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами
государственной власти, органами местного самоуправления
1. Отношения профсоюзов с работодателями, их
объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и
органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и
взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе
системы коллективных договоров, соглашений.
2. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов
государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской
Федерации.
3. Профсоюзы имеют равные с другими социальными
партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами
социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и
другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на
профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения)
этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями
(ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
4. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение
оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств
на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального
страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.
5. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с
органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями
(союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного
лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Статья 16. Отношения
профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными
органами работников в организации, органами управления организацией
1. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных
организаций и их органов с другими представительными органами работников в
организации строятся на основе сотрудничества.
Наличие иных представительных органов работников в
организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности
профсоюзов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры
своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в
организации.
3. Профсоюзы по уполномочию работников вправе
иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
4. Участие профсоюзных представителей в работе
иных представительных органов работников в организации не лишает их права
непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы
членов профсоюза.
Статья 17. Право профсоюзов на
информацию
1. Для осуществления своей уставной деятельности
профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их
объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов
местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзные органы имеют право обсуждать
полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их
объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Профсоюзы имеют право пользоваться
государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом
договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой
информации в соответствии с федеральным законом.
Статья 18. Право профсоюзов на
участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров
Профсоюзы вправе создавать образовательные и
научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку,
повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и
членов профсоюза.
Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские
учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих
бюджетов в установленном порядке.
Статья 19. Право профсоюзов на
осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
1. Профсоюзы имеют право на осуществление
профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами
законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора
(контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и
компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам
в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право
требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица
обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении
выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и
принятых мерах.
2. Для осуществления профсоюзного контроля за
соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные
инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями,
утверждаемыми профсоюзами.
Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении
этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля
за соблюдением законодательства о труде.
3. Профсоюзные инспектора труда вправе
беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и
подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения
проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а
также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
Статья 20. Права профсоюзов в
области охраны труда и окружающей среды
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании
государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в
разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны
труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за
состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране
труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих
целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм
собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где
работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных
случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по
вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения
вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам
охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
3. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни
и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора
по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих
нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия
неотложных мер.
4. При невыполнении требований по устранению
нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и
здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда
вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного
лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения
Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение
нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе
безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых
производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и
эксплуатируемых механизмов и инструментов.
Статья 21. Участие профсоюзов
в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества
Профсоюзы вправе иметь своих представителей в
создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и
муниципального имущества, включая объекты социального назначения.
Представитель профсоюза входит в число
представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по
управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации
и осуществления профсоюзного контроля.
Статья 22. Права профсоюзов на
социальную защиту работников
1. Права профсоюзов в области социального
страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных
условий и других видов социальной защиты работников регулируются
соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской
Федерации.
2. Профсоюзы вправе участвовать в формировании
социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите
работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров
индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в
зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный
контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Статья 23. Право профсоюзов на
защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров
В случаях нарушения законодательства о труде
профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по
собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в
органы, рассматривающие трудовые споры.
Для защиты социально-трудовых и других гражданских
прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать
юридические службы и консультации.
Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
Статья 24. Гарантии
имущественных прав профсоюзов
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации),
первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются
принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными
средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и
пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение
иным имуществом.
2. Гарантируются признание, неприкосновенность и
защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав
наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в
соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансовый контроль за средствами профсоюзов
органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за
средствами от предпринимательской деятельности.
Ограничение независимой финансовой деятельности
профсоюзов не допускается.
Имущество профсоюзов может быть отчуждено только
по решению суда.
3. Профсоюзы не отвечают по обязательствам
организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления,
которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.
4. Источники, порядок формирования имущества и
использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о
первичных профсоюзных организациях.
5. В собственности профсоюзов могут находиться
земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические,
спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные,
научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе
издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые
для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.
6. Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды
солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и
подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям
профсоюзов.
7. Профсоюзы вправе осуществлять на основе
федерального законодательства через учрежденные ими организации
предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом,
и соответствующую этим целям.
Статья 25. Гарантии
работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от
основной работы
1. Работники, входящие в состав профсоюзных
органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты
дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа,
членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в
подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего
профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в
организации, профорганизаторы - органы соответствующего объединения
(ассоциации) профсоюзов.
2. Перевод указанных профсоюзных работников на
другую работу по инициативе работодателя не может производиться без
предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Пункт 3 статьи 25 признан не соответствующей
Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от
24.01.2002 N 3-П в части, в которой им не допускается без предварительного
согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав
профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения
ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием
для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального
конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения,
признанные неконституционными, утрачивают силу.
3. Увольнение по инициативе работодателя
работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от
основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с
предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются,
профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его
отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а
руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов -
только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации)
профсоюзов.
4. Привлечение к дисциплинарной ответственности
уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в
создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда,
перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя
допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной
профсоюзной организации.
5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от
основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители
профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по
охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных
обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной
профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты
времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц
определяются коллективным договором, соглашением.
6. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от
основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов,
конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных
органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в
указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
Статья 26. Гарантии
освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные
органы
1. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы
в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в
профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя
работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность)
в той же или с согласия работника в другой организации.
2. При невозможности предоставления
соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации
организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации
организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его
средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в
случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
3. Время работы освобожденных профсоюзных
работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в
общий и специальный трудовой стаж.
4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные
(делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же
социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в
соответствии с коллективным договором, соглашением.
Статья 27. Гарантии права на
труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов
Увольнение по инициативе работодателя работников,
являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после
окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или
совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено
увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном
пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Статья 28. Обязанности
работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов
1. Работодатель предоставляет профсоюзам,
действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их
деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в
соответствии с коллективным договором, соглашением.
2. Работодатель может передавать в бесплатное
пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею
здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные
и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения
культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и
членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление,
освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются
организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу
средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации
определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным
законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации,
коллективным договором, соглашением.
3. При наличии письменных заявлений работников,
являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет
на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в
соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе
задерживать перечисление указанных средств.
4. В организациях, в которых профсоюзами заключены
коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие
отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному
заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют
на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников
на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми
(межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае, если в организации действует
несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или
отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства
перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.
Глава IV. ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
Статья 29. Судебная защита
прав профсоюзов
Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.
Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются
судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе
соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.
Статья 30. Ответственность за
нарушение прав профсоюзов
1. За нарушение законодательства о профсоюзах
должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления,
работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут
дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с
федеральными законами.
2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений
(ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать
привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных
лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств,
предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов
работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным
лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих
обязательств по коллективному договору, соглашению.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ
Статья 31. Ответственность
профсоюзов
За невыполнение своих обязательств по
коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки,
признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие
органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Вступление настоящего
Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Статья 33. О приведении
правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва,
Кремль
12
января 1996 года
N
10-ФЗ
Изменения, внесенные Федеральным законом
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после дня его
официального опубликования (опубликован в "Российской газете" -
31.12.2008).
|